Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду
Сиднейская башня — Centrepoint Tower — высотой 304,8 метра или ровно 1000 футов
Норман Фостер, жилое строение в Стент-Моритце, Швейцария Хай-тек или хайтек (от high technology — высокие технологии) стал наиболее популярен тогда, когда космические корабли бороздили просторы Вселенной, то есть недавно, в прошлом, но уже ракетно-космическом веке. Именно к ракетно-космической сфере изначально относился и сам термин «высокие технологии», а потом уже к сферам иным: электроники, самолётостроения, строительства жилых и нежилых помещений.
Сложно сказать, что такое низкие технологии, но высокие — это значит экономичные, эргономичные и функциональные технологические новинки в разных областях.
В архитектуре и дизайне, если не вдаваться в детали, стилем хай-тек называется своеобразная брутальная смесь. Брутальный — очень подходящее для хай-тека слово, потому что оно одновременно означает жёсткость, силу и минимум деталей, а с другой стороны, звучит легко и современно.
Во-первых, это стиль индустриальной эстетики (вслед за конструктивистами): вынесение на всеобщий обзор деталей инженерного и строительного оборудования. А во-вторых, это те самые функциональные высокие технологии, которые в зависимости от времени могут быть различными: сейчас это ультрасовременная техника, смелые дизайнерские решения планировки, «промышленные» тона: белый, серый, «металлик» и прочее.
Историческая справка
Хай-тек начал формироваться не в середине и даже не в начале XX века, как принято считать, а в середине XIX столетия. Именно тогда архитектура переживала небывалый подъём в технологическом смысле. Появились первые «технологичные» шедевры, такие как Хрустальный дворец (Crystal Palace английского архитектора Джозефа Пакстона на первой Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-Парке в 1851 году. В 1852—1854 годах Хрустальный дворец был перенесён в Сайденхем-Хилл и перестроен, но в 1936 году сгорел) или Эйфелева башня (задуманная как мемориал в честь столетия Великой французской революции для парижской Всемирной выставки 1889 года и построенная Гюставом Эйфелем). Это потом уже, в 20-х годах прошлого столетия, конструктивисты продолжили идеи хай-тек, а в 60-х их поддержали структуралисты. Тогда архитекторы исповедовали обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса.
Хай-тек во все времена вызывал к себе осторожное отношение. Как известно, парижане изначально восприняли проект Эйфеля в штыки, Мопассан, к примеру, любил сидеть в ресторанчике в самой башне только потому, что это было единственным местом, откуда не было видно металлического «монстра». А между тем башня, представляющая собой металлический каркас, выполнена целиком в эстетике хай-тек.
В Париже есть несколько сооружений в таком же стиле — например, центр Жоржа Помпиду (полностью он называется Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Здание построено по проекту итальянца Ренцо Пьяно и американца Ричарда Роджерса в 1977 году). Когда он открывался, весь Париж собрался на площади, чтобы посмотреть на снятие шлейфа и представление нового выставочного центра. Шлейф сняли — и парижане застыли в шоке: здание напоминало собой «голого короля» — попросту «химический завод» с торчащим наружу змеевидным эскалатором, арматурой, балками и трубами. Сейчас это здание — один из шедевров мировых высокотехнологичных построек. За счёт того, что все коммуникации выведены наружу, удалось высвободить значительные площади (общая внутренняя площадь Центра — около 40 000 м кв.), зато водопроводы иногда замерзают зимой, и обслуживание здания обходится в колоссальные деньги.
Впрочем, Центр Помпиду и внутри организован по принципу хай-тек: большие пространства ограничены огромными стёклами и металлическими лестницами, кругом всё подчинено принципу функциональности, к примеру, все современные компьютеры прекрасно вписываются в интерьер и востребованы: где ещё в мире любой горожанин или турист могут бесплатно и просто залезть в интернет?..
В России в 70-е годы советские архитекторы так же считали хай-тек буржуазным (даже «буржуйским») и попросту неприличным течением. По-видимому, все эти разногласия были связаны с консервативными убеждениями и предубеждениями против стиля, который вот уже на протяжении полтутора столетия всё так же считается ультрасовременным.
В 80—90-е годы прошлого столетия хай-тек прочно вошёл в моду, а имена его приверженцев стали известны всему миру: Норман Фостер, Ричард Роджерс, Кензо Танге, Жан Нувель и многие другие.
Хай-тек бывает разный
Исторически в архитектуре сложилось несколько видов стиля хай-тек:
индустриальный хай-тек основан на использовании элементов индустриальной эстетики: это сочленения, заклёпки, металлические и стеклянные детали, а также арматура, трубы, перемычки и так дальше. Эти элементы используются не вразнобой, а символично: как правило, имитируют интерьер завода, фабрики, ТЭЦ. Этот вид хай-тека очень откровенный: выносит на фасад различные элементы коммуникаций, а в интерьер — элементы инженерного оборудования и арматуры. Индустриальный хай-тек представлен работами таких мастеров, как Р. Роджерс, Р. Пиано, Н. Фостер.
Геометрический хай-тек основан на создании сложных форм, пропорций и конструкций, а также на поиске особого класса пространственных оболочек, базирующихся на стержне и состоящих из растягивающихся тросов (так, например, построена Сиднейская башня — Centrepoint Tower — высотой 304,8 метра или ровно 1000 футов. Строительство было закончено в августе 1981 года. Архитектор — Дональд Крон, инженер — Варгон Чапмэн).
Бионический хай-тек подражает формам живой природы, это целостная «органическая архитектура», которая гармонизирует и внутренний, и внешний вид жилища.
Хай-тек и не хай-тек?
Итак, хай-тек — неомодернистский стиль архитектуры и дизайна. Считается, что он призван идеализировать высокие передовые технологии, однако в XXI веке стиль хай-тек, скорее, решает функциональные и прагматичные задачи. Никто сейчас не сооружает дома-металлические каркасы и странные лестницы, не оставляет оголённые провода, что в эстетике хай-тека и возможно, и приемлемо, но в жизни небезопасно и непрактично.
Хай-тек XXI века — это наука плюс архитектура плюс современные технологии. Он наследует опыт своих предшественников: конструктивизма, структурализма, хай-тека в архитектуре и одновременно подчиняется основным специфическим законам, а именно:
в современном мире квартира в стиле хай-тек — это квартира, где пространство используется по максимуму, а декор — по минимуму. Никакой громоздкой мебели, зеркал в массивной оправе, дорических колонн, обоев в цветочек, ширм — а только аскетично оформленные (часто покрашенные в светлые тона для расширения пространства) стены, стеклянный стол, много света, чёткие линии и пропорции, удобные и небольшие кресла, стулья и диваны из пластика и кожзаменителя, стеллажи вместо массивных шкафов и полок и т.д. В квартиры такого стиля отлично вписывается новейшая техника, такая как настенная плазменная панель для домашнего кинотеатра или компьютер последнего поколения с ЖК-монитором и прочими «прибамбасами»;
минимум декора — означает отказ от рисунков и узоров, причудливое сочетание создают в хай-теке фактура, пространство и свет, на сочетаниях которых и играют дизайнеры. В интерьере хай-тек много прямой игры света и тени, нет полутонов, много световых отражений и блестящих поверхностей, причём сбалансировать это так, чтобы не резало глаз, а было простым и спокойным, — первоочередная и очень сложная задача;
хай-тек был одним из первых стилей, кто «рискнул» использовать в интерьере ультрасовременные материалы и технологии: стеклообои, натяжные потолки, виниловые покрытия, металлические нити — всё бронзового, белого, золотого тонов. А среди отделочных материалов, как мы уже упоминали, наиболее распространены стекло и металл, а также бетон, кирпич, натуральный камень, линолеум;
стиль требует проработки до мелочей, так как не терпит многого, как-то: фарфоровой посуды с рисунком, занавесок, громоздких оправ у картин и зеркал и много другого. Так что фарфор придётся заменить на стекло, занавески — на жалюзи, а картины с пейзажем — на фотографии в строгой матовой рамке.
Кому это надо?
Остаётся один вопрос: если хай-тек такой строгий стиль, требует больший проработки и вложений средств, зачем оно надо? Только ли ради возможности ощущать себя на борту космического корабля, на заводе или в современной лаборатории?
Я здесь, конечно, утрирую, но в целом ушла недалеко от истины. Интерьер в стиле хай-тек подходит для человека, живущего в ногу с развитием технологий.
Попробую нарисовать его портрет: это человек успешный, эрудированный, знающий всё и вся о новейших достижениях науки и техники и умеющий их использовать. Несентиментальный, склонный скрывать свои эмоции, амбициозный, целеустремлённый. Интроверт любого темперамента с богатым внутренним миром, активный в том, что нужно ему, гармоничный и ценящий удобство и практичность превыше всего.
Возможно, именно такой человек в интерьере хай-тек чувствует себя превосходно, лучше всех, и просто хозяином мира.
Евгения Бахвалова
Cсылка на источник